История Церкви Иулиана Тарсийского

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ИУЛИАНА ТАРСИЙСКОГО
Лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка

Сведений о годе учреждения походной церкви лейб-гвардии Кирасирского Его  Величества полка не сохранилось. Известно, что походная церковь была в полку  в Отечественную войну 1812 года. Полковой праздник отмечался в день святителя Николая Чудотворца (9 мая).

В дальнейшем, походная церковь сопровождала полк в Венгерском походе 1849 года. 27 февраля (10 марта) 1832 года Кирасирский полк прибыл в Царское Село из города  Вендена (Лифляндской губернии). На благодарственном молебне присутствовал Император Николай I, который затем наблюдал занятие полком новых казарм.

Так как в казармах не нашлось места для полковой церкви, то для служб был назначен северный придел Софийского собора (в праздничные дни службы проводились в центральном приделе для всех полков).

В 1833 году в память столетия переформирования полка полковой праздник был перенесен со дня святителя Николая Чудотворца (9 мая) на день мученика Иулиана Тарсийского (21 июня). По этому случаю был написан храмовый образ святого на кипарисовой доске в сребропозлащенном окладе.

К концу XIX века актуальным стал вопрос о возведении новой отдельной полковой церкви.

21 июня (3 июля) 1894 года, в день полкового праздника, состоялось освящение места, предназначенного для сооружения храма. После Литургии в Софийском соборе, которую возглавил протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский, к месту будущей постройки церкви был совершен крестный ход.

5 (17) мая 1895 года был утвержден проект церкви, составленный архитектором В.Н. Курицыным, а 17 (29) сентября протоиереем Григорием Словцовым в присутствии Императорской Семьи была совершена торжественная закладка храма, сооружаемого
«в память бракосочетания 14 ноября 1894 года их Императорских Величеств, Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны».

Кирасирская церковь св. муч. Иулиана Тарсийского в Царском Селе.
Фотография 1900-х годов

 

 Храм строился на средства Санкт-Петербургского купца 1-й гильдии коммерции советника Ильи Кирилловича Савинкова, известного благотворителя, внесшего на его возведение до 275 тыс. рублей. После ссылки В.Н. Курицына в Вологду возведение храма и внутреннюю отделку заканчивал уже придворный архитектор С.А. Данини. 19 (31) июля 1899 года протопресвитер А.А. Желобовский освятил нижний храм. 19 (31) декабря 1899 года состоялось полное освящение храма, в котором участвовал протопресвитер А.А. Желобовский, протоиерей Иоанн Кронштадтский и духовенство Царского Села, присутствовала Императорская семья. Вскоре в церковь из Софийского собора были перенесены и полковые реликвии. В память о небесном покровителе строителя храма в его крипте был устроен придел во имя св. Илии Пророка. После Октябрьского переворота церковь стала приходской. В мае 1923 года с шатров храма были сняты орлы. В марте 1924 года вышло постановление Леноблисполкома о закрытии храма, которое было утверждено ВЦИК 2 июня 1924 года. После закрытия храма внутреннее убранство и иконостас были уничтожены. Большая часть икон была передана в Управление Детскосельскими дворцами-музеями. Здание использовалась для хозяйственных нужд воинских подразделений, в том числе стоявшего в бывших казармах Кирасирского полка 22-го Воронежского кавалерийского полка. В период оккупации Пушкина в 1941 — 1943 гг. казармы кирасир и церковь занимали части испанской Голубой дивизии, в 1943 — 1944 гг. — австрийцы. После Великой Отечественной войны верующие направили ходатайство об открытии храма, но Ленгорсовет отклонил его 10 января 1949 года. Здание было превращено занявшей казармы Гвардейской артиллерийской дивизией сначала в каптерку, а затем в производственные мастерские. В 1987 году решением Ленгорисполкома здание церкви было взято под охрану государства как памятник архитектуры.

В 1992 году храм был возвращен Православной Церкви и приписан к приходу Софийского собора. мая 1995 году в его стенах был совершен первый, после закрытия церкви, молебен. Молебен — единственное в стенах храма богослужение, которое совершается ежегодно 4 июля, 21 июня ст.ст. В декабре 2000 г. Храм посетили представители гвардейского объединения потомков офицеров Русской гвардии, проживающих во Франции и Великобритании. В храме был отслужен молебен, приуроченный к празднованию 300-летия создания полка.

 

 Иконостас кирасирской церкви в Царском Селе.

Фото 1910-х годов.

 

Восстановление храма планировалось продолжить в связи с празднованием 300-летия Царского Села в 2010 году. Однако, юбилей города не повлиял на восстановление храма.

В нижнем приделе храма предполагается открыть музей военной истории Царского Села.

Храм построен в стиле русских церквей XVII века и способен вместить 900 прихожан.

Церковь была расположена посреди большой площади, обнесенной железной решеткой. В настоящее время располагается на границе территории военного подразделения.

На колокольне находились 12 колоколов. К колокольне примыкали два отдельных входа в галереи, устроенные в виде шатровых часовен. На наружной стороне правой из них находился образ святителя Николая Чудотворца, левой — святого благоверного великого князя Александра Невского.

Церковь имела два придела: верхний — во имя святого мученика Иулиана Тарсийского и нижний — во имя Святого пророка Илии.

Особое внимание в верхнем храме привлекал иконостас. Проект иконостаса был выполнен архитектором В.Н. Курицыным, а образа написаны профессором Н.А. Кошелевым. Иконостас был изготовлен в Мюнхене фабрикой Ф.К. Цетлера.

Иконостас, установленный в предалтарной арке, был изготовлен из просвечивающих цветных витражей. Основной целью такого необычного решения был доступ света из алтарной части, имевшей самые большие в храме окна.

Царские врата, также изготовленные из стекла, имели традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и евангелистов.

Местные образы — Спасителя, с предстоящими апостолом Иаковом и мучеником Иулианом Тарсийским, и Богоматери, со святителем Николаем и царицей Александрой.

На диаконских вратах — иконы пророков Иакова и Илии.

Над Царскими вратами, в центре иконостаса, было изображение Святой Троицы с предстоящими равноапостольной Марией Магдалиной и благоверным князем Александром Невским. Выше — крестообразное сияние с надписью «Сим победиши» в окружении херувимов.

Помимо иконостаса, витражи с изображениями 12-ти апостолов были смонтированы в 6-ти окнах алтарной части стены. В верхней части купола находился большой круглый витраж с образом Спасителя. Он сохранялся еще к 1993 году, но в 1995 году был разбит. Малые окна, обращенные на юг и на север в средней части храма, также были украшены стеклянной мозаикой. На сегодняшний день ни один витраж не уцелел.

В нижнем храме впоследствии находился белый мраморный иконостас с вызолоченными Царскими вратами. Храмовый образ святого пророка Илии был украшен драгоценными камнями и помещен в позолоченный бронзовый киот.

Здесь были погребены Илья Кириллович Савинков (1825 — 1900) и его супруга Елизавета Михайловна (1829 — 1897) и первый ктитор церкви полковник Владимир Николаевич Шеншин (1861 — 1905).  

До закрытия храма в нем хранились следующие святыни:

  • Серебряный, вызолоченный крест с надписью: «Каширского земского войска сотенный титулярный советник Василий Каблуков, с товарищами, собрав 100 р. препроводил оные в лейб-Кирасирский Его Императорского Величества полк, для доставления храбрейшему из нижних чинов, в отличной полка атаке при г. Пултуске 1806 г. под предводительством шефа, генерал-майора Сергея Кожина, который 1807 г. 29 мая, под Гейльсбергом убит. Храбрый незабвенный Кожин не нашел храбрейшего, и отвечал г. Каблукову, благодаря, что в Высочайше вверенном ему полку все равно отличались, и так не угодно ли на иной предмет— памятник в полковую церковь обратить сии 100 р., на что г. Каблуков согласился, и сей крест, с присовокуплением более денег, ныне шефом генерал-майором, бароном Будбергом, сделан в Петербурге 1815 г. августа 6 дня»
  • Евангелие в сребропозлащенном окладе с надписью: «Сие Евангелие сооружено к столетию полка, содействием генерал-майора Петра Ивановича Кошкуля, старанием полкового священника и кавалера Алексея Садовского, 1833 г. июня 21».
  • Полковой образ святителя Николая, в сребропозлащенной ризе, сооружённый П.И. Кошкулем в 1824 году.
  • Полковой образ святого Иулиана Тарсийского в серебряной с золотом ризе, написанный на кипарисе.
  • Штандарты Кирасирского (1817) и Драгунского (1804) полков.
  • Несколько пар облачений для священника и диакона, пожертвованных Императорами,  кираса Императора Николая I, полковые мундиры Шефов.

В Новейшее время не известен ни один храм, кроме этого, освящённый в честь мученика Иулиана Тарсийского.

Литература:

М.Ю. Мещанинов. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей:  Краткий исторический справочник. — 2-е изд., испр. и доп.

Размещение персонала. Для длительного проживания общежитие в дзержинском для мужчин и женщин.